Актер и музыкант

Творческий коллектив 1927 г.Выступая на концертах совместно с драматическими артистами в качестве исполнителя на народных инструментах, Павел Степанович все больше и больше увлекался сценой, мечтал об овладении актерским мастерством, об учебе. Впрочем, к учебе тянулись все, так как актерская молодежь прибыла в театр из самодеятельности, не имея профессиональной подготовки. В фотографии артистов театра тех лет Тойдемара мы видим с гуслями в руках. В 1926 году Марийский государственный театр получил новое здание, а в 1927 году решением Марийского областного комитета ВКП(б) была создана театральная студия, слушателями которой в основном были юноши и девушки, прибывшие из деревень, поселков и города, в числе их и Павел Степанович.

Отзывчивый товарищ, способный, веселый, остроумный и находчивый -таким помнят его те, кому пришлось учиться и работать вместе с ним в те годы.

И.С.Ключников-ПалантайВ период пребывания П. С. Тойдемара в театре произошло его знакомство с основоположником марийской профессиональной музыкальной культуры  - первым марийским композитором Иваном Степановичем Ключниковым-Палантаем.

Иван Степанович следил за ростом творческой молодежи и оказывал ей помощь и поддержку. Когда Павел Степанович впервые исполнил перед ним несколько марийских песен на гуслях, волынке и свирели, Палантай сказал ему: «Наш народ очень музыкален, только жаль, что у нас мало грамотных исполнителей. Я рад тому, что вы владеете национальными инструментами. Но этого недостаточно. Вам обязательно надо учиться, знать ноты, уметь записывать народные мелодии. Подумайте только, какое песенное богатство, сколько чудесных мелодий таит в себе народ. Их надо записать, обработать и публиковать, чтобы как можно больше пел народ, играл на музыкальных инструментах. Я вам помогу...».

Но И. С. Палантай по состоянию здоровья не мог уделять молодому музыканту много времени. В 1926 году композитора не стало. Весь марийский народ глубоко переживал его безвременную кончину.

Знакомство с И. С. Палантаем и немногочисленные полученные у него уроки благотворно отразились на формировании творческой индивидуальности П. С. Тойдемара. Он начинает усиленно заниматься музыкой, изучает нотную грамоту, пробует записывать марийские мелодии, организует хоры в учебных заведениях.

В этот период он проявляет себя многосторонне: как актер, помощник режиссера в театре и как исполнитель на народных инструментах, повсюду выступающий с большим успехом, как публицист и общественный деятель. Его статья в журнале «Туныктымо паша» («Учебная работа») «Как организовать деревенский театр», опубликованная в 1927 году, не утратила своей актуальности и значимости до настоящего времени. При содействии П. С. Тойдемара в республике возникло немало коллективов художественной самодеятельности.

В 1927 году на экранах страны появился первый марийский кинофильм «Марий Кужер», посвященный новой марийской деревне. П. С. Тойдемар исполнял в нем одну из главных ролей.

В 1926 году Павел Степанович окончил краткосрочные инструкторские курсы при Московском Доме народного творчества им. Поленова, а через некоторое время и театральную студию в Йошкар-Оле.

Продолжая работать в студии, Павел Степанович с успехом проявляет себя и как артист драмы. Созданные им образы в пьесах «Мукш отар» («Пасека»), «Илыше вуд» («Живая вода»), «Акпатыр», «Кайык лудо» («Дикая утка») классика марийской художественной литературы С. Г. Чавайна, а также в пьесах М. Шкетана, В. Сави-Мухина и других марийских драматургов свидетельствуют о ярком сценическом таланте артиста, обладающего    способностью   с    большой    непосредственностью, жизненной правдивостью    раскрывать    душевный    мир героев. По словам М.Георгиной ," как музыкант-исполнитель, мастерски игравший на многих народных инструментах, Тойдемар в театре того времени был ведущим актером".

Я.А.ЭшпайВ конце лета 1930 года марийский театр выехал в Москву для участия во всесоюзной олимпиаде искусств. Гастроли театра в Москве прошли    очень   успешно. П. С. Тойдемар выступал и как артист драмы и как исполнитель на народных инструментах - гуслях, свирели и волынке. Окрыленный успехом, он решает продолжать учебу и поступает в Московский музыкальный техникум им. Октябрьской революции на отделение народных инструментов. В Москве Павлу Степановичу пришлось проявить себя и в практической деятельности. Здесь он встретил композитора Я. А. Эшпая, который работал тогда редактором национального вещания Всесоюзного радио. П. С. Тойдемар принимал участие во всех передачах, организованных Я. А. Эшпаем. Помимо того, он выступал на многочисленных концертах и вечерах, посвященных марийской музыкальной культуре, руководил хором марийских студентов, обучавшихся в Москве,  работал помощником режиссера студии «Востоккино», принимал активное участие в съемках нескольких кинофильмов, записывался на граммофонные пластинки.

В этот период происходит его встреча с известным ученым-фольклористом профессором Ю. М. Соколовым. По его совету П. С. Тойдемар сотрудничает в музее народоведения в отделе музыкального фольклора, где еще ближе и глубже знакомится с народными инструментами. Он общается с такими знатоками народной инструментальной музыки, как Г. П. Любимов, М. К. Северский, В. М. Беляев и другие.

В1937 году, предчувствуя, очевидно, надвигающееся на него колесо сталинских репрессий, прерывая учебу в техникуме,  выехал в Новосибирск в качестве артиста эстрады и редактора радиовещания. Одновременно он состоял руководителем концертной бригады местной филармонии по обслуживанию лесорубов, сплавщиков леса, рабочих золотых приисков, шахтеров Кузбасса. Теперь благодаря П. С. Тойдемару марийские песни зазвучали и на сибирских просторах.

 

Звуки родной земли Истоки творчества Становление Актер и музыкантВся жизнь - музыка Ты - моя мелодия Их сдружили гусли И это все о нем..

 

Hosted by uCoz