Их сдружили гусли

П.С.Тойдемар и В.П.Тузиченко с гуслями модели 1957 г.Гусли  (кусле)   с давних пор по настоящее время любимый инструмент марийского народа. Особенно широко распространен он у горных мари.  В прежнее время считалось, что девушка, не умеющая играть на гуслях, не получила должного воспитания. Очевидно, поэтому у горных мари каждая вторая девушка владела этим инструментом.. Народные мастера создали немало моделей гуслей, волынки, свирели и др. Более всего их усилия были направлены на то, чтобы улучшить многострунные гусли. Народная память хранит имена замечательных гусляров и мастеров, которые изготавливали гусли: Т. Е. Ефремова, А. Я. Ишпайкина, А. Я. Ключникова, М. И. Маркелова, П. Т. Терентьева, А. А. Изикова, В. С. Кащутина, В.П.Тузиченко и многих других.   

Мысль о необходимости изменения конструкции гуслей возникла у Павла Степановича давно, еще в те годы, когда он начинал творческую деятельность. Однако отсутствие необходимой теоретической и практической подготовки мешало осуществлению замысла. Павел Степанович Тойдемар и сам  постоянно что-то мастерил, создавал экспериментальные образцы инструментов. Им были сконструированы свирели, волынка и два варианта усовершенствованных гуслей с переключающимся механизмом. М.И.Маркелов

В 1936 -1940 годы по проекту П.С.Тойдемара, мастера М.И.Маркелов и А.Изиков изготовили новые гусли. На таких гуслях играли артисты песни и танца Маргосфилармонии до 1957 года. Но модель не давала должного эффекта, так как много времени уходило на перестройку. Производить ее во время игры вообще было невозможно.

1938 году в содружестве с М.И.Маркеловым изготовил гусли с  переключателем, увеличено было и количество струн от 15-17 до 28-30, изменен внешний вид гуслей, что улучшило качество звучания. 

Однако он не удовлетворил музыкантов. Снова поиски, предложения, чертежи...

Многое передумал П.С.Тойдемар, беседовал со знатоками, консультировался у разных мастеров. Он решил обратиться к украинским специалистам, познакомится с устройством механизма бандуры, в конструкции которой много общего с гуслями. Может быть, думал он, переключатели, существующие на бандуре, при соответствующей переделке их подойдут и к гуслям. С этой мыслью Павел Степанович выехал в Киев. Мастер В. С. Кашутин изобрел оригинальный механизм одновременной хроматической перестройки ряда зву­ков по всему диапазону гусель и изготовил гусли с таким механизмом. Ввиду высокого расположения над верхней декой механизм несколько затруднял игру на гуслях, а также не обеспечивал точности перестройки. При определенной доработке конструкции механизм мог бы найти широкое применение.

Мастер В.Тузиченко со своими гуслямиВ 1957 году украинский музыкальный мастер В.П.Тузиченко по чертежам П.С.Тойдемара изготовил очередную модель гуслей с переключательным механизмом, позволяющим перестраивать инструмент на всем его диапазоне в четырнадцать тональностей. Высота звука струны изменялась не из-за большей или меньшей степени ее натяжения, как это было в предыдущих моделях, а в результате регулирования ее длины при помощи специальных металлических пластинок, которые подкладывались под струну в определенных местах и таким образом как бы укорачивали ее. Переключение этих пластинок производилось поворотом особого валика, находящегося вверху с правой стороны инструмента. Переключение в новую тональность осуществляется поворотом не валика ,а рычажков, соединенных длинной узкой металлической планкой , при помощи которой звучащая часть струны укорачивается одновременно во всех октавах.

.Эти гусли были изящны по отделке и обрамлены национальным орнаментом. Они  даже в большом ансамбле гусляров выделялись благородным тембром, сильным звучанием. К сожалению, этих гуслей в республике осталось немного. В Национальной Президентской школе-интернате №1 для одаренных детей сохранились только две гусли украинского мастера.

Бытующие в наши дни кусле -продукция Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов, выполненная в свое время по заказу республики -представляют наиболее распространенный из имевшихся опытных образцов вариант, хотя они "по качеству звучания... уступают инструментам, созданным Тойдемаром и Тузиченко". Однако в народе продолжают играть еще и на старинных инструментах, но их осталось немного.

П.С.Тойдемар в содружестве с мастером И.Г.Гейманом изготовил новую модель марийской скрипки (ия ковыж). Удачны были и опыты по усовершенствованию свирели (шиялтыш), волынки (шувыр). 

 

Звуки родной земли Истоки творчества Становление Актер и музыкантВся жизнь - музыка Ты -моя мелодия Их сдружили гусли И это все о нем.

 

Hosted by uCoz