Мысль о необходимости
изменения конструкции гуслей
возникла у Павла Степановича давно,
еще в те годы, когда он начинал
творческую деятельность. Однако
отсутствие необходимой
теоретической и практической
подготовки мешало осуществлению
замысла.
Павел
Степанович Тойдемар и сам
постоянно что-то мастерил,
создавал экспериментальные
образцы инструментов. Им были
сконструированы свирели, волынка и
два варианта усовершенствованных
гуслей с переключающимся
механизмом.
В
1936 -1940 годы по проекту П.С.Тойдемара,
мастера М.И.Маркелов и А.Изиков
изготовили новые гусли. На таких
гуслях играли артисты песни и
танца Маргосфилармонии до 1957 года.
Но модель не давала должного
эффекта, так как много времени
уходило на перестройку.
Производить ее во время игры
вообще было невозможно.
1938 году в
содружестве с М.И.Маркеловым
изготовил гусли с
переключателем, увеличено было и
количество струн от 15-17 до 28-30,
изменен внешний вид гуслей, что
улучшило качество звучания.
Однако
он не удовлетворил музыкантов.
Снова поиски, предложения, чертежи...
Многое
передумал П.С.Тойдемар, беседовал
со знатоками, консультировался у
разных мастеров. Он решил
обратиться к украинским
специалистам, познакомится с
устройством механизма бандуры, в
конструкции которой много общего с
гуслями. Может быть, думал он,
переключатели, существующие на
бандуре, при соответствующей
переделке их подойдут и к гуслям. С
этой мыслью Павел Степанович
выехал в Киев. Мастер
В. С. Кашутин изобрел оригинальный
механизм одновременной
хроматической перестройки
ряда звуков по всему диапазону
гусель и изготовил гусли с таким
механизмом. Ввиду высокого
расположения над верхней декой
механизм несколько затруднял игру
на гуслях, а также не обеспечивал
точности перестройки. При определенной
доработке конструкции механизм
мог бы найти широкое применение.
В
1957 году украинский музыкальный
мастер В.П.Тузиченко по чертежам П.С.Тойдемара
изготовил очередную модель гуслей
с переключательным механизмом,
позволяющим перестраивать
инструмент на всем его диапазоне в
четырнадцать тональностей. Высота
звука струны изменялась не из-за
большей или меньшей степени ее
натяжения, как это было в
предыдущих моделях, а в результате
регулирования ее длины при помощи
специальных металлических
пластинок, которые подкладывались
под струну в определенных местах и
таким образом как бы укорачивали
ее. Переключение этих пластинок
производилось поворотом особого
валика, находящегося вверху с
правой стороны инструмента.
Переключение в новую тональность
осуществляется поворотом не
валика ,а рычажков, соединенных
длинной узкой металлической
планкой , при помощи которой
звучащая часть струны
укорачивается одновременно во
всех октавах.
.Эти
гусли были изящны по отделке и
обрамлены национальным орнаментом.
Они даже в большом ансамбле
гусляров выделялись благородным
тембром, сильным звучанием. К
сожалению, этих гуслей в
республике осталось немного. В
Национальной Президентской школе-интернате
№1 для одаренных детей сохранились
только две гусли украинского
мастера.
Бытующие
в наши дни кусле -продукция
Московской экспериментальной
фабрики музыкальных инструментов,
выполненная в свое время по заказу
республики -представляют наиболее
распространенный из имевшихся
опытных образцов вариант, хотя они
"по качеству звучания... уступают
инструментам, созданным
Тойдемаром и Тузиченко". Однако
в народе продолжают играть еще и на
старинных инструментах, но их
осталось немного.
П.С.Тойдемар в
содружестве с мастером И.Г.Гейманом
изготовил новую модель марийской скрипки (ия ковыж).
Удачны были и опыты по
усовершенствованию свирели (шиялтыш), волынки (шувыр).
|